Размер шрифта:  a a a
Цветовая схема:  a a a a
Изображения:  вкл. выкл.
Телефоны:
8 (3452) 27-66-89 ArtboardCreated with Sketch.

г. Тюмень, ул. Курортная,28


8 (3456) 26-41-19
8 (3456) 26-40-82

г. Тобольск, ул. Красноармейская, 4


8 (34551) 5-16-81

г. Ишим, ул. Пономарева, 6

Горячая линия

8 9199 444 207
Запись онлайн
Телефоны:
8 (3452) 27-66-89 ArtboardCreated with Sketch.

г. Тюмень, ул. Курортная,28


8 (3456) 26-41-19
8 (3456) 26-40-82

г. Тобольск, ул. Красноармейская, 4


8 (34551) 5-16-81

г. Ишим, ул. Пономарева, 6

Дорогу осилит идущий. Тюменскому Центру СПИД - 25 лет!

Дорогу осилит идущий.  Тюменскому Центру СПИД - 25 лет!

Четверть века назад в Тюменской области была организована служба по борьбе и профилактике ВИЧ-инфекции. За это время было пережито и пройдено немало: многочисленные переезды, неоднократные переименования, расширения и сокращения, но суть всегда оставалась неизменной. Предупреждение распространения ВИЧ и противостояние развитию болезни. Об исторических этапах, судьбоносных решениях, испытаниях и достижениях рассказывает главный врач ГБУЗ ТО «Центр профилактики и борьбы со СПИД», заслуженный врач РФ, отличник здравоохранения Александр Попков.

- Александр Владимирович, Вы руководите Центром двадцать пять лет и, конечно, помните как человечество узнало о новом заболевании. Как все начиналось?

- Распространение вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) среди людей началось более тридцати лет назад. Предположительно, первые случаи массового заражения произошли в конце 1970-х годов. В первой половине 1980-х годов был выявлен возбудитель болезни и вскоре определены пути его передачи. Были разработаны методы диагностики, появились лекарственные препараты, способные контролировать размножение вируса в организме инфицированного человека и, тем самым, продляющие его жизнь. Хотя ВИЧ-инфекция и сегодня считается неизлечимым заболеванием: каждый год в мире от СПИДа умирает более 3,6 миллионов человек.

В России о ВИЧ узнали в 1987 году, когда появились первые случаи заражения. Информация об этом замалчивалась в надежде на то, что заразятся только гомосексуалисты и наркоманы, и на этом история закончится. В те времена могли легко уволить руководителя регионального здравоохранения, если на подведомственной территории был выявлен хотя бы один случай ВИЧ-инфекции. Но объективная реальность была неумолима, процессы эпидемиологии подчиняются своим законам, и в конце 1980-х в нашей стране стали создаваться новые медицинские учреждения – центры по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями.

- … И так в Тюмени началась своя история службы СПИДа.

- Приказ облздравотдела о создании центра по профилактике СПИД и инфекционных заболеваний был издан 10 декабря 1989 года, меня назначили его руководителем. Отношение к организации нового учреждения было типично для того смутного времени – главное, чтобы существовало на бумажке.

Поначалу стройной системы не складывалось. Я состоял в штате облздравотдела, где у меня был стол и больше ничего, лаборатория относилась и финансировалась городским отделом здравоохранения. По прошествии этих лет я понял, что службу СПИД следовало создавать на базе санитарной службы, потому что санэпидстанции имелись в каждом районе. С экономической и административной точки зрения это было бы оправданно, эффективно и целесообразно.

На протяжении первых нескольких лет Центр не имел постоянного здания. Пришлось за помощью обращаться в администрацию Тюменской области, к депутатам, объяснять важность работы нашего учреждения, ее стратегическое значение. За двадцать пять лет нам пришлось часто переезжать, наши службы находились в разных концах города. Подсчитав те финансовые средства, которые были затрачены на аренду, ремонт и переезды, выяснилось, что их хватило бы на строительство двух современных зданий для нашего Центра.

Благодаря тому, что тогда работа нашей службы охватывала не только юг Тюменской области, как это принято говорить сегодня, но и северные территории - Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономный округа, ведомства нефтяников и геологов помогали финансировать развитие службы. И лаборатории на севере были оснащены самым современным оборудованием.

- Что изменилось в работе Центра после того, как появились первые случаи ВИЧ-инфекции?

- В течение первых пяти – семи лет, пока регистрировались единичные случаи ВИЧ-инфекции, специалисты Центра активно занимались вопросами иммунологии. Когда кривая заболеваемости пошла вверх, появилась необходимость в серьезном развитии эпидемиологической службы. Работа эпидемиологического отдела чрезвычайно важна в структуре нашего учреждения. Именно эти специалисты занимаются расследованием очагов ВИЧ-инфекции, определяют прогноз развития эпидемического процесса и дальнейшую стратегию не только для здравоохранения, но и для общества в целом, поскольку это заболевание относится к группе социально значимых. Сегодня эпидемиологическое направление является ведущим в нашей службе.

В 1995 году начался поиск эффективного пути развития Центра. Именно тогда была определена его идеология, принципы работы и полноценная структура. Сегодня в России десять подобных центров работают по созданной нами концепции. Это специализированные многопрофильные клиники, с собственной лабораторной службой, мощным амбулаторно-поликлиническим отделением и стационаром. Хочу сказать, что за пять лет работы нашего стационара у нас не умер ни один пациент. Несмотря на весьма специфичный контингент наших больных, – а среди них были наркоманы, люди с девиантным поведением и рядом других психологических проблем, в стационаре соблюдались принципы уважительного, толерантного отношения к пациентам.

- Есть ли надежда, что у Центра появится собственный стационар?

- Вопрос со строительством стаци­онарного отделения пока не решен. И это при том, что ВИЧ-инфицированные пациенты находятся практически во всех больницах города, что создает дополнительную угрозу как профессионального заражения медицинского персонала, так и соседей по палате. Хочу напомнить, что это не просто больные люди, как правило, они имеют определенные изменения со стороны психики и требуют специального подхода. Вот почему их разумнее лечить в одном месте, где работает подготовленный персонал. Возможно, в этом году будут выделены финансовые средства для подготовки проекта здания стационара.

В настоящее время мы оказываем ВИЧ-инфицированным комплексную амбулаторно-поликлиническую помощь. Поликлиника располагается на площади 800 квадратных метров, что вполне достаточно для оказания помощи всем пациентам Центра. И наши врачи не только ведут амбулаторный прием, но консультируют пациентов в городских стационарах и при необходимости выезжают к ним на дом. Созданы филиалы Центра в Тобольске и Ишиме, что в дальнейшем позволит оказывать качественную медицинскую помощь ВИЧ-инфицированным в этих территориях.

- На Ваш взгляд, сегодня государство и общество опасаются такого социально значимого заболевания как ВИЧ-инфекция?

- Судя по тому, как не просто происходило становление службы СПИДа, серьезных опасений в стране ВИЧ-инфекция не вызывала. Нет их и сейчас, несмотря на удручающую статистику по заболеваемости. На местах исполнители хорошо понимают, как необходимо развивать законодательство и службу СПИДа. А вот на федеральном уровне, на мой взгляд, принимаются волюнтаристские решения. Так, за исключением двух – трех десятков центов СПИД, все остальные находятся в приспособленных помещениях. В стране ситуацию с распространением ВИЧ-инфекции хотят представить лучше, чем она есть в действительности.

Профилактика должна быть направлена не только на обеспечение безопасности, но и на изменение психологии людей. И это не только пропаганда семейных ценностей и прочих незыблемых здоровых традиций бытия человека. Общество, мир претерпели серьезные изменения, и для профилактики требуются другие, нетривиальные подходы. Например, превентивные меры, направленные на то, как безопасно ввести наркотик, чтобы не заразиться ВИЧ, гепатитами В и С, считаются ненужными и вредными. У нас европейские наборы для безопасного употреб­ления наркотиков непопуляр­ны и запрещены. В странах Европы считают, что экономически оправданно обеспечить наркопотребителя таким пакетом, чем потом лечить его и тех, кого он заразил, от ВИЧ-инфекции.

Не менее важными в отношении предупреждения распространения ВИЧ-инфекции являются эпидемиологические мероприятия. Санитарно-противоэпидемические меры должны соблюдаться не только в медицинских учреждениях, но и в парикмахерских, салонах красоты, где делают педикюр, маникюр. Осуществлять контроль за их деятельностью должны Роспотребнадзор, управление по контролю за потребительским рынком. Но эти службы находятся в стороне от проблемы. Мы же там имеем возможность только распространять информационные профилактические материалы и не более того.

«Не так страшны предатели и убийцы, ибо они могут только предать или убить. Страшнее всего равнодушные – ибо с их молчаливого согласия совершаются все преступления на земле…»? Общество сегодня равнодушно. В прошлом году при подготовке акции к 1 декабря – это Всемирный день борьбы со СПИДом - почти все крупные торговые сети в Тюмени отказали нам в предоставлении своих площадок, чтобы мы не испортили настроение посетителям. Руководители трех федеральных ведомств не разрешили нам про­читать лекции для сотруд­ников, сославшись на секрет­ность. Между тем число феде­ральных служащих среди ВИЧ-инфицированных пациентов не уменьшается.

- А как сами ВИЧ-инфицированные реагируют на свое заболевание? Заставляет ли это стать их ответственными?

- Врачи безоружны перед беременной женщиной с ВИЧ, которая отказывается от терапии, лишая своего ребенка шанса родиться здоровым. Ее могут вызвать на беседу в прокуратуру и оштрафовать и все. Например, в Англии ВИЧ-инфицированной беременной по решению суда проводят принудительное лечение в закрытой клинике. Вот это забота государства о будущем.

За время, прошедшее с начала появления первых случаев ВИЧ, пациенты измени­лись. Появился СПИД-альфонсизм, стало больше жертв сре­ди женщин и мужчин, чаще благодаря собственной безграмотности. Обычно они не подают в суд на тех, кто их заразил, зная о своем заболевании: не более пяти – шести уголовных дел в год. В Тюменской области стали регистрироваться случаи, когда здоро­вая во время беременности и ро­дов женщина после рождения ребен­ка инфицируется при половых контактах с ВИЧ-инфицированным партнером. И при грудном вскармливании заражает младенца. В нашем регионе так заразились 20 процентов детей. И поскольку такая тенденция существует, она требует предупредительных мер. Мы приглашаем женщин обследоваться и после родов. В свое время были известны случаи, ког­да дети заражали мам во время кормле­ния грудью, тогда это назвали «советским» феноменом СПИД. О новых особенностях мы докладывали на международной конференции в Санкт-Петербурге в 2013 году, и очень внимательно нас слушали только иностранцы, соотечественники отправились на экскурсии.

- Какие достижения тюменского Центра профилактики и борьбы со СПИД позволяют с уверенность смотреть в будущее и надеяться, что распространение болезни удастся ограничить?

- В юбилейные для нашей службы дни хотелось бы вспомнить, что ГБУЗ ТО «Центр профилактики и борьбы со СПИД» является общепризнанным российским лидером в создании ин­формационных продуктов в сфере здравоох­ранения. Наши IT-программы признаны не только российской медицинской общественнос­тью, но и рекомендованы для внедрения на территории России.

Уже пять лет мы занимаемся вопросами оптими­зации деятельности лечебно-профилактических учреждений, про­блемами экономии трудовых ре­сурсов. Подготовлен ряд про­грамм для руководителя, позволяющих минимизировать ущерб, наносимый недобросовестными работниками. Благодаря ее внедрению, за после­днее время в Центре нет ни одной обоснованной жалобы. Уровень доверия пациентов к нашим сотрудникам на порядок выше, чем в любом другом медицинском учреждении Тюменской области. Наша програм­ма эпидемиологического надзо­ра, диагностики и лечения ВИЧ-положительных пациентов офи­циально рекомендована Российским федеральным научно-мето­дическим центром по профилак­тике и борьбе со СПИД к вне­дрению на территории всей Рос­сии еще в 2009 году. Самое главное в про­граммах, разработанных в нашем Центре, — это идеи. Они помогают службе СПИД двигаться вперед, делают ее эффективной, конкурентоспособной, прогрес­сивной.

Главное в любом деле – двигаться вперед, несмотря на трудности и прочие препятствия. И мы идем.

газета "Вестник здравоохранения Тюменской области"

Анна Рощина

Возврат к списку
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!